Все лучшее - для янки!
Переиначив
известное высказывание классика марксизма-ленинизма, японские менеджеры
с полным основанием могут утверждать: "Важнейшим изо всех рынков для
нас является американский!" Вестимо: этот обжора проглатывает львиную
долю выпускаемых во всем мире мотоциклов больших кубатур, а как раз эти
мастодонты приносят концернам наибольшие прибыли ("дыру" сделать
побольше - дело нехитрое… Ну ладно, ладно, это я утрирую...). Поэтому
вкусы и даже капризы американского потребителя удовлетворяются немедля
и беспрекословно.
Зная пристрастия американцев к V-образным моторам, инженеры концерна
Honda спроектировали семейство двигателей V4, появившееся осенью 1981
года в шасси классических мотоциклов Sabre и очопперенных Magna. Да вот
беда: нашлись в Ю-Эс-Эй привереды, которые при виде новинок заревели:
"V-Twin хочу-у-у!" Растерянные японцы утерли несмышленышам сопли, но
перечить не стали: всего через год выкатили семью круизеров Shadow (в
переводе с английского - "тень") с вожделенным 2-цилиндровым мотором.
Правда, не сразу они поняли загадочную американскую душу, и новинки
получились по меркам той поры просто "хай-тек": с жидкостным
охлаждением (замаскированным обильным оребрением цилиндров),
3-клапанными головками, 6-ступенчатыми коробками передач, литыми
колесами и карданной главной передачей.
Поначалу японцы выпускали "двойки" только в форматах 500 и 750 смз,
полагая, что любителей больших кубатур вполне удовлетворит
4-цилиндровая 1100-кубовая Magna. Как бы не так! Американцы сочли ее
120-сильный мотор приличествующим скорее спортбайкам и затребовали:
"Дайте что-нибудь харлееподобное!" Спецы из Honda снова возражать не
стали. Версия VT1100C Shadow стартовала в 1985 году, причем сборку ее
организовали на заводе в США: в ту пору действовали драконовские
пошлины на импорт мотоциклов с моторами рабочим объемом более 700 смз
(принятые для спасения терявшего на рынке позиции Harley-Davidson).
Технически машина сохранила особенности младших сестер: жидкостное
охлаждение, 3-клапанные головки цилиндров, карданную передачу.
И лишь много позже пришло время для V-Twin's малых кубатур, которые
в Америку уже не поставлялись (ну не уважают в стране мелкоту!). В 1993
году дебютировала предназначенная только для японского рынка
250-кубовая V25 Magna (ее копию, кстати, выпускают несколько китайских
и тайваньских заводов), а в 1998-м - мгновенно ставшая бестселлером
европейского рынка 125-кубовая версия Shadow. Но технически эти машины
очень сильно отличаются от мотоциклов средних и больших кубатур, и в
этом обзоре мы их затрагивать не будем.
Родословная
1983 год
Напомним, что под годом мы подразумеваем модельный год. Синхронный
старт двух "теней". Будучи похожими друг на друга в техническом плане,
они значительно различаются и внешностью, и размерами. На VT500C (71х62
мм, 491 смз, 50 л. с. при 8500 об/мин) применены
прямоугольная фара, однодисковый передний тормоз, седло без спинки.
База мотоцикла - 1490 мм, сухая масса - 193 кг, размер передней шины -
3,50-18, задней - 130/90-16. У VT750C (79,5х75,5 мм, 749 смз, 66 л. с.
при 7500 об/мин), которая известна также под обозначением NV750 Custom,
круглая фара, двухдисковый передний тормоз, седло с высокой спинкой для
пассажира. База - 1525 мм, сухая масса - 211 кг, передняя шина -
110/90-19, задняя - 140/90-15.
1984 год
На японском рынке - мотоцикл NV400 Custom (71х50,4 мм, 399 смз, 43
л. с. при 9500 об/мин). Он представляет собой уменьшенный по рабочему
объему вариант модели VT500C. В 750-кубовом моторе применены
гидрокомпенсаторы в клапанном механизме и две свечи на каждую камеру
сгорания. Кроме того, специально для рынка США начато производство
версии VT700C с уменьшенным до 694 смз рабочим объемом.
1985 год
Проведена модернизация моделей VT500C и NV400 Custom. Круглая фара
вместо прямоугольной, седло со спинкой для пассажира. Но главная
новинка сезона - выпускаемая в США модель VT1100C (87,5х91,4 мм, 1099
смз, 78 л. с. при 6000 об/мин, 5-ступенчатая коробка передач). База
мотоцикла - 1610 мм, сухая масса - 254 кг, размер передней шины -
110/90-18, задней - 140/90-15.
1986 год
Пришел черед - и обновлена модель VT700/750C. Бросаются в глаза
5-спицевые колеса вместо 10-спицевых, однодисковый передний тормоз,
седло без спинки, заднее крыло - "рыбкой". За счет карбюраторов с
уменьшенным с 36 до 34 мм диаметром диффузоров снижена мощность
двигателя (до 60 л. с. при 7000 об/мин), зато улучшена его тяговитость.
База увеличена до 1605 мм, сухая масса - до 221 кг.
1987 год
Полностью обновленный VT1100C. База растянута до 1650 мм, что
позволило драматически - с 755 до 670 мм - снизить высоту седла. Задняя
шина внушительного размера - 170/80-15. Среди заметных перемен и
выведенные на одну (правую) сторону глушители. Заявленная мощность
двигателя - 63,5 л. с. при 5500 об/мин, но его тяговые характеристики
таковы, что конструкторы решились установить 4-ступенчатую коробку
передач вместо 5-ступенчатой.
1988 год
На смену машинам с рабочим объемом 400, 500, 700 и 750 смз пришли
совершенно новые модели. Дебютант малой кубатуры - VT600C (75х66 мм,
583 смз, 41 л. с. при 6500 об/мин, 4-ступенчатая коробка передач). База
мотоцикла - 1600 мм, сухая масса - 195 кг, размер передней шины -
100/90-19, задней - 170/80-15. Колеса уже не литые, а спицованные,
передача на заднее колесо - цепью. Оригинальная техническая особенность
- задняя подвеска с моноамортизатором, выполненная "под жесткую". В США
новинка получила индекс "VLX", а в Японии - имя Steed ("конь"). Кроме
того, для японского рынка выпущен и 400-кубовый вариант (64х62 мм, 398
смз, 30 л. с. при 7500 об/мин, 5-ступенчатая коробка передач).
Еще одна новинка сезона - модель VT800C; двигатель увеличенного
рабочего объема (79,5х80,6 мм, 799 смз, 4-ступенчатая коробка передач)
в шасси прошлогоднего VT750C. Комбинация не имела успеха и через пару
лет сошла со сцены.
1992 год
После годового перерыва возобновлено производство модели VT1100C, от
версии 1990 года она отличается 5-ступенчатой коробкой передач и
17-дюймовым передним колесом.
1995 год
Версия VT1100C2 Shadow A.C.E. (American Classic Edition), с
массивными крыльями и спицованными колесами. Уникальная работа
проделана с двигателем: идя навстречу пожеланиям американских
трудящихся, конструкторы снизили его мощность (до 50 л. с. при 4500
об/мин) и значительно увеличили (так потребовали покупатели!) уровень
вибрации - потому что применили коленвал с одной шатунной шейкой (на
прочих моторах семейства использованы две шатунные шейки, смещенные
друг относительно друга как раз для гашения колебаний).
1997 год
Целая серия новинок - в разных классах и для разных рынков. В Японии
представлены две оригинальные версии модели Steed: VSE со сплошным
задним колесом и VLS с рычажной передней вилкой в стиле H-D Springer.
Для всех рынков предназначен мотоцикл VT750C2 (79х76 мм, 745 смз, 46 л.
с. при 5500 об/мин, 5-ступенчатая коробка передач). У машины
тяжеловесный дизайн в духе 50-х годов, цепная главная передача,
спицованные колеса, задняя маятниковая подвеска с двумя амортизаторами.
База - 1615 мм, сухая масса - 229 кг, размер передней шины - 120/90-17,
задней - 170/80-15. Для Японии он выпускается в 400-кубовой версии
(64х62 мм, 398 смз, 33 л. с. при 7500 об/мин). А в США бестселлером
оставался VT1100C, ее стандартный вариант теперь получил имя Spirit
("дух"). Кроме того, начато изготовление туристской модификации Shadow
A.C.E. Tourer, с кофрами и ветровым стеклом. Ее дизайн перекликается с
обликом модели А.С.Е., но мотор - 60-сильный Spirit.
1998 год
Модернизированный VT600C. Для снижения токсичности выхлопа применена
система подачи чистого воздуха в выпускной тракт. В топливной системе -
один карбюратор вместо двух. Эти меры снизили мощность до 39 л. с. при
6500 об/мин. Стала более прямой посадка водителя - за счет изменений в
расположении руля, седла и подножек. На другом полюсе модельной гаммы -
новая модификация VT1100C3 Shadow Aero в стиле 50-х годов (огромные
крылья, массивный кожух передней вилки, огромная фара) и с "трясучим"
мотором А.С.Е.
2000 год
На европейском рынке новый кошмар - "Черная вдова" (Black Widow). В
техническом отношении это модель VT750, но с очопперенной внешностью и
19-дюймовым передним колесом. База мотоцикла - 1640 мм, сухая масса -
221 кг. 400-кубовая версия для японского рынка получила менее
вызывающее название Shadow Slasher ("рубака"). Прекращено изготовление
всех модификаций Steed, кроме базовой 400-кубовой модели. А в США
дебютировала версия VT1100 под названием Shadow Sabre ("сабля"): стиль
внешности - A.C.E., мотор - Spirit, литые колеса и подвески - Showa.
Теневая экономика
Honda Shadow - мотоцикл культовый, можно сказать, что он любимец
народных масс. Загляните в Интернет: многообразие фанских клубов просто
потрясает. Эпицентр помешательства, конечно, в США: клубы чуть ли не в
каждом из штатов, часть их - для поклонников ACE Tourer или Shadow
Sabre. Причем американцы на полном серьезе утверждают: Honda Shadow -
лучший из мотоциклов, выпущенных японцами за последние полвека!
Такую любовь надо еще как постараться заслужить. И Honda
постаралась. Прежде всего, отметим потрясающую надежность мотоциклов.
Механики уверяют: угробить аппарат может лишь вопиюще наплевательское
отношение владельца.
Второй плюс - хорошие (но только по круизеровским меркам) ходовые
качества. Отметим достоинства "маленьких" Shadow - VT600C и идентичных
им по ходовой части Steed. На них посадка, особенно после модернизации
1997 года, приближена к классической, что здорово облегчает движение в
городе. На VT1100C по рядам движения на дорогах не помечешься -
геометрия не та. Но суетливость и не вписывается в каноны американского
стиля. Зато низкий центр тяжести делает маневрирование на малой
скорости удивительно легким.
Но главное в истоках народной любви - конечно, стиль (вы обратили
внимание, как часто Honda приспосабливала его к веяниям изменчивой
моды?), причем за приемлемые деньги - отнюдь не "харлеевские".
Что на другой чаше весов? Пожалуй, лишь сложность обслуживания -
больно уж компоновка плотная. Чтобы добраться до некоторых узлов,
придется чуть ли не разобрать полмотоцикла. Но это общая беда многих
машин с V-образным мотором и малым углом развала цилиндров.
В 2000 году в программе концерна дебютировало более совершенное
семейство 2-цилиндровых круизеров - VTX. Его создатели начали с
умопомрачительных 1800 смз рабочего объема, затем выпустили
1300-кубовую модификацию, которая явно метит на место VT1100. Но даже
после того, как Shadow окончательно уйдет в тень, мотоциклы этой серии
долго еще будут пополнять ряды российского секонд-хэнда.
![](http://hondasteed.org.ru/img/shadows/65-1.jpg) |
![](http://hondasteed.org.ru/img/shadows/65-2.jpg) |
1983 Первенец из"мира теней" - Honda VT500C |
1985 Модернизированный NV400 Custom (японский аналог VT500C) с круглой фарой и спинкой для пассажира |
![](http://hondasteed.org.ru/img/shadows/65-3.jpg) |
![](http://hondasteed.org.ru/img/shadows/65-5.jpg) |
1986 Новая версия модели VT750С: 5-спицевые колеса, низкая посадка |
1987 "Большойснаряд" - изготовленная в США Honda VT1100C |
![](http://hondasteed.org.ru/img/shadows/65-8.jpg) |
![](http://hondasteed.org.ru/img/shadows/65-6.jpg) |
1988 Honda VLX600 Steed - внутрияпонский аналог модели VT600 |
1995 Японский ответ H.-D. - Honda VT1100C2 A.C.E. c "трясучим" мотором |
![](http://hondasteed.org.ru/img/shadows/65-7.jpg) |
![](http://hondasteed.org.ru/img/shadows/65-9.jpg) |
1997 Редкий зверь - туристская модификация VT1100T A.C.E. Tourer |
1997 Honda Steed VLS с рычажной передней вилкой |
![](http://hondasteed.org.ru/img/shadows/65-10.jpg) |
![](http://hondasteed.org.ru/img/shadows/65-4.gif) |
2000 Черная вдова - Honda VT750DC Black Widow |
Для снижения вибрации шатунные шейки коленвала смещены относительно друг друга |
Источник: http://hondasteed.org.ru/articles_rev_3.php |